Мировой опыт в системе школьного питания

Мировой опыт в системе школьного питания

Великобритания является первой страной, которая в 1906 году ввела государственную систему обеспечения учащихся питанием. Именно по этой причине Англия — один из европейских лидеров по уровню стандартов и предъявляемых требований к школьному питанию.

02 сентября 2012Питание для школьников

Стандарты школьного питания в Англии выше, чем во многих европейских странах, а также в США, Канаде или Австралии. Критериями оценки школьного питания послужили цены на школьный рацион, предлагаемый набор блюд и их пищевая ценность, а также охват учащихся школьным питанием по уровню посещаемости столовых.

Пища, приготовленная профессиональными поварами на основании рекомендаций специалистов-диетологов, намного полезнее для здоровья детей, чем завтраки, которые им готовят дома и дают с собой родители

Английские диетологи, проведя новое исследование питания детей и подростков в школах, пришли к любопытному выводу. Оказывается, пища, приготовленная профессиональными школьными поварами на основании рекомендаций специалистов-диетологов, намного полезнее для здоровья детей, чем завтраки, которые им готовят дома и дают с собой заботливые родители. В Англии и Уэльсе под наблюдение попали более 1000 школьников, были оценены их вес, рост и объемы тел, кроме того, дети сдавали анализы крови на содержание сахара и холестерина. Из всех наблюдаемых детей 465 обедали тем, что разработали и приготовили специалисты по питанию, а остальные 647 учащихся приносили с собой еду из дома, которую готовили родители. Ученые обнаружили, что по сравнению с первой группой учеников у второй наблюдался повышенный уровень холестерина и сахара в крови.

Это делает очевидным тот факт, что далеко не все родители обладают необходимой информацией для составления рациона здорового питания, как для себя, так и для детей.



Среди европейских стран по числу учащихся, получающих бесплатное питание в школе, лидируют Швеция и Финляндия, где бесплатно кормят всех школьников, и школьные столовые посещают 85% и 90% детей соответственно.

В нашей стране число школьников, получающих питание в школе, недостаточное: не более 70% учащихся средней школы. При этом бесплатно питание в школах получают только дети из льготной группы (многодетные семьи, неполные семьи и т.д.). Двухразовое питание в школе получает еще меньше детей, а реальные данные о том, съел или нет ребенок предложенное питание, вообще отсутствуют.

Большие проблемы школьных обедов — избыток крупяных и макаронных изделий при дефиците овощей, фруктов, кисломолочных продуктов, а также блюд из мяса и рыбы

Несмотря на постепенное внедрение новые требования к организации питания детей, продолжает отмечаться целый ряд проблем, связанных с организацией рационального питания. Самыми распространенными проблемами является избыток в школьных меню крупяных и макаронных изделий, добавляющий калорийность рациону, дефицит свежих овощей и фруктов, кисломолочных продуктов, блюд из мяса и рыбы. При этом в ассортименте школьных буфетов в нарушение санитарного законодательства реализуются газированные напитки, чипсы и другие продукты, запрещенные к торговле в детских учреждениях.

Все это приводит к нехватке в питании ребенка необходимых для роста, развития и обучения пищевых веществ. Это, в свою очередь, значительно увеличивает риск развития алиментарно-зависимых заболеваний и нарушений в физическом развитии ребенка.

Людмила Волкова